Российская железнодорожная монополия РЖД в ближайшие семь лет делает ставку в первую очередь на рост перевозок угля, следует из текста программы долгосрочного развития монополии до 2025 года, текст которой есть у Рейтер.
«Основным драйвером роста грузооборота в прогнозном периоде будет дальнейшее наращивание перевозок каменного угля», — говорится в программе.
РЖД прогнозирует, что перевозки угля к 2025 году в сравнении с 2018 годом вырастут 34,5 процента до 500,5 миллиона тонн в год, при общем росте грузопотока на 31,1 процента до 1,704 миллиарда тонн.
«Несмотря на прогнозируемое ведущими мировыми организациями и компаниями в сфере энергетики снижение доли угля в глобальном энергобалансе в горизонте до 2025 года и в долгосрочной перспективе до 2035-2050 годов, ожидается, что в абсолютном выражении потребление угля в мире продолжит медленный рост (или останется практически на нынешнем уровне)», — пишет монополия в программе, которая была представлена правительству РФ.
При этом рост погрузки нефтяных грузов планируется в пределах 12,1 процента до 260 миллионов тонн. РЖД теряет нефтяные грузы из-за ввода в действие новых нефтепроводов, но ведет работу по удержанию этих грузов, говорится в программе.
Долгосрочная программа основана на прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018-2020 годы Минэкономразвития, данных из письма Минэкономразвития о прогнозе до 2035 года и на майском указе президента РФ о целях развития РФ до 2024 года.
В презентации программы РЖД сообщала, что планирует вложить в развитие 7,1 триллиона рублей, включая 0,9 триллиона государственных денег.
Программа включает в себя модернизацию БАМа и Транссиба, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, Северо-Западного бассейна, развитие Московского транспортного узла, строительство высокоскоростной магистрали Москва-Владимир, проект «Транссиб за 7 суток», предполагающий увеличение транзитного контейнеропотока в четыре раза.
РЖД заложила в программу долгосрочную тарифную политику, предполагающую ежегодную индексацию грузовых тарифов на уровне инфляции минус 0,1 процентного пункта.
Кроме того, программа РЖД предполагает сохранение надбавки «на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства» в размере 1,5 процента к уровню 2017 года на 2019-2021 годы, а также отказ от надбавок на перевозки грузов в рамках тарифного коридора начиная с 2019 года.
Ниже приведен прогноз объемов погрузки отдельных видов грузов по данным программы долгосрочного развития РЖД до 2025 года, в миллионах тонн:
Показатель (факт) | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
Все грузы | 1261,3 | 1299,2 | 1341,0 | 1386,7 | 1437,8 | 1496,1 | 1560,9 | 1630,1 | 1703,7 |
Уголь | 358,5 | 372,2 | 383,5 | 397,5 | 413,0 | 431,6 | 453,0 | 475,9 | 500,5 |
Кокс | 11,2 | 11,1 | 11,2 | 11,3 | 11,3 | 11,4 | 11,5 | 11,5 | 11,6 |
Нефтяные грузы | 235,5 | 232,0 | 233,7 | 236,0 | 239,6 | 244,0 | 248,8 | 254,2 | 260,0 |
Руды металлические | 130,7 | 136,3 | 140,1 | 143,4 | 146,2 | 149,2 | 152,5 | 155,9 | 159,3 |
Черные металлы | 73,0 | 76,6 | 78,2 | 79,9 | 81,7 | 83,6 | 85,8 | 88,1 | 90,6 |
Лесные грузы | 43,3 | 45,0 | 46,8 | 48,8 | 50,9 | 53,1 | 55,5 | 58,0 | 60,6 |
Минеральные стройматериалы | 205,3 | 212,1 | 220,2 | 230,0 | 242,1 | 256,4 | 272,4 | 289,5 | 307,7 |
Удобрения | 57,1 | 60,6 | 64,0 | 67,5 | 71,1 | 74,8 | 78,6 | 82,6 | 86,8 |
Хлебные грузы | 24,7 | 28,4 | 30,9 | 32,0 | 33,0 | 34,0 | 35,1 | 36,1 | 37,3 |
Прочие грузы | 122,2 | 125,0 | 132,4 | 140,4 | 148,9 | 158,0 | 167,8 | 178,2 | 189,3 |