Георгию Краснянскому присуждена премия Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники
04 декабря 2019
29 ноября 2019 г. Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства Российской Федерации №2846-р о присуждении Председателю Совета директоров группы компаний "Каракан Инвест", доктору экономических наук, заслуженному экономисту Российской Федерации Георгию Краснянскому Премии Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники и присвоении почетного звания лауреат премии Правительства Российской Федерации.
Премия присуждена за разработку и реализацию механизмов структурной перестройки и технологического развития угольной промышленности Российской Федерации (1994 – 2018 гг.). Премия Правительства также присуждена: Ю.Н. Малышеву, В.Б. Артемьеву, Л.А. Вайсбергу, Н.И. Гаркавенко, В.Е. Зайденваргу, А.Б. Ковальчуку, И.И. Мохначуку, А.А. Рожкову, Ю.К. Шафранику.
В период разработки и реализации механизмов структурной перестройки и технологического развития угольной промышленности Российской Федерации (1994-2018 гг.), Георгий Краснянский занимал должность Первого заместителя Генерального директора государственного предприятия "Российская угольная компания" ("Росуголь"), являлся Руководителем рабочей группы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации по экономико-методическому управлению структурной перестройкой угольной промышленности Российской Федерации (Указание Минтопэнерго России №Е-46 от 16.07.1993), созданной в целях формирования Программы структурной перестройки угольной отрасли. Георгий Краснянский принимал непосредственное участие в разработке теоретико-методологических направлений и механизмов структурной перестройки угольной промышленности России, анализе их реализации и оперативных корректировках в период активной фазы реструктуризации.
Вклад Георгия Краснянского в реструктуризацию угольной отрасли заключается в теоретическом обосновании и руководстве практическим внедрением методологии экономического управления структурной перестройкой угольной промышленности Российской Федерации на основе разработки механизма селективной государственной поддержки угольных предприятий с учетом формирования свободных цен на продукцию отрасли при конкурентном угольном рынке, а также разработки концепции, создания и реализации практики акционирования обществ и формирования вертикально-интегрированных холдинговых компаний по добыче угля.
Реструктуризация угольной отрасли России, состоявшая в ее кардинальном структурном реформировании, началась в 1994 году и была вызвана необходимостью неотложного вывода отрасли из сложившегося технико-экономического и социального кризиса. В начале 1990-х гг. угольная отрасль страны располагала устаревшим шахтным фондом, использовала неэффективную ресурсную базу, физически изношенное и морально устаревшее оборудование, имела избыточную производственную и социальную инфраструктуру. Добыча угля осуществлялась при низкой производительности труда, высоком уровне аварийности и производственного травматизма. Из-за низкой экономической эффективности и нехватки средств в отрасли нарастала социальная напряженность и концентрировался потенциал социальных возмущений, который привел к массовым забастовкам шахтеров.
К началу реструктуризации угольная отрасль не могла существовать без возрастающих государственных дотаций, обеспечивавших 79% расходов на добычу угля – объем государственной поддержки угольной промышленности составлял 5% от всех расходов федерального бюджета или 5 млрд долларов США ежегодно. Отрасль являлась "гирями" для федерального бюджета и российской экономики в целом. В сложившейся ситуации Правительство России было вынуждено взять курс на структурные преобразования в угольной промышленности, причем меры требовалось принять в срочном порядке и проводить реструктуризацию в сжатые сроки.
Активная фаза реструктуризации заняла 6 лет (1994-2000 гг.), что стало беспрецедентно коротким сроком в мировой практике – аналогичный процесс во Франции и Великобритании занял 25 лет при в разы меньших объемах угольных отраслей данных стран.
Главными направлениями реструктуризации угольной промышленности России стали: ликвидация особо убыточных шахт и неэффективных производственных мощностей; выделение из состава действующих угольных организаций непрофильных производств и видов деятельности и передача жилья и объектов социальной сферы от угольных организаций органам местного самоуправления; акционирование и последующее создание (в частности, путем укрупнения) сильных региональных угольных компаний, конкурирующих между собой; приватизация созданных угольных компаний.
Реализация поставленных перед командой Росугля задач по реформированию отрасли потребовала разработки и принятия нового для российской практики хозяйственного механизма, основанного на свободных ценах на уголь и селективной поддержке угольных предприятий. В ходе реструктуризации было проведено структурирование всех предприятий отрасли исходя из перспектив их развития, изменена структура дотаций, разработаны и проведены масштабные мероприятия по социальной защите работников ликвидируемых предприятий и жителей углепромышленных территорий, созданию новых рабочих мест, разработан механизм акционирования и приватизации предприятий отрасли.
Всего за период 1994-2018 гг. затраты бюджета на финансирование реструктуризации угольной отрасли составили 13,3 млрд долларов США. При этом только за период 2008-2018 гг. в бюджет поступило в виде налоговых отчислений от предприятий отрасли более 14 млрд долларов США, то есть затраченные на реструктуризацию средства полностью окупились. Кроме того, в основной капитал угольных компаний с начала реструктуризации вложено 50 млрд долларов США инвестиций. Необходимо также учесть кумулятивный эффект в смежных отраслях – ежегодные валютные поступления от экспорта российского угля сегодня превышают 17 млрд долларов США и являются источником инвестиций не только для угольщиков, но и для развития железных дорог и портовых терминалов.
Проведение реструктуризации угольной отрасли России позволило решить важнейшую народнохозяйственную проблему – была осуществлена трансформация монопольной государственной и дотационной угольной отрасли из кризисного ее состояния в эффективный частный, рентабельный и конкурентный сектор экономики страны с устойчивой траекторией ее дальнейшего технологического развития.
С 1994 по 2018 г.: отрасль стала 100% частной; производственные мощности были полностью обновлены; инвестиции в основной капитал выросли в 7,5 раз; добыча угля выросла в 1,6 раза и превысила в 2018 г. (439 млн.т) рекордные показатели РСФСР (425 млн.т в 1988 г.); смертельный травматизм сократился в 27 раз; производительность труда выросла в 6 раз; объем обогащаемого угля вырос в 2 раза; экспорт вырос в 10 раз. Россия вышла на 3 место по объемам экспорта угля в мире, заняв 15% в общем объеме международной торговли углем в мире по итогам 2018 г.
В результате проведенной реструктуризации Россия получила новую эффективную и конкурентоспособную на мировом рынке угольную отрасль, продемонстрировавшую свою устойчивость и потенциал в период кризисов на энергетических и финансовых рынках в 2000-е гг.
В настоящее время Георгий Краснянский продолжает деятельность по развитию потенциала угольной отрасли России и занимается вопросами подготовки управленческих кадров для предприятий угольной промышленности, а также других минерально-сырьевых компаний. В 2016 г. по инициативе Георгия Краснянского был создан Межвузовский образовательный центр по подготовке современных специалистов-управленцев для предприятий минерально-сырьевого комплекса, основой которого стали два ведущих ВУЗа России по рейтингу Forbes-2019 – МГИМО МИД России и НИТУ "МИСиС". Межвузовский формат подготовки менеджеров для минерально-сырьевых компаний России является уникальным. Он позволяет объединить сильные стороны двух университетов: с одной стороны обучить технологиям и экономике бизнес-процессов минерально-сырьевых предприятий, а с другой – дать знания в сфере анализа международных рынков, геополитики, геоэкономики, организации экспортной торговли сырьевыми товарами, управленческих наук и т.д. За счет подобного объединения образовательные программы межвузовского центра позволяют подготовить современных менеджеров для работы в условиях высокой динамики изменения сырьевых рынков.
В данный момент межвузовский центр реализует две двухдипломные (МГИМО-МИСиС) программы: программа МВА "Стратегический менеджмент минерально-сырьевых компаний", направлена на подготовку топ-менеджмента сырьевых предприятий и компаний; программа магистратуры "Стратегический менеджмент международных минерально-сырьевых компаний", направлена на подготовку специалистов для работы в управляющих структурах международных минерально-сырьевых компаний по направлениям: стратегическое планирование, аналитика, маркетинг, внешнеэкономическая деятельность, экспортные продажи и т.д.
Назад к списку новостей