4 апреля 2016 года Председатель правительства России Дмитрий Медведев провел в Новокузнецке совещание о состоянии и перспективах угольной промышленности.
В нем приняли участие вице-премьеры Аркадий Дворкович и Александр Хлопонин, полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин, министры, главы регионов, а также руководители профильных предприятий, в число которых вошел Председатель совета директоров ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ» Георгий Леонидович Краснянский.
В ходе совещания губернатор Кемеровской области Аман Тулеев отметил стремительное развитие отрасли за последние годы: в 2015 году Кузбасс нарастил объемы угледобычи до 215 млн т, удержал ключевых покупателей на главных рынках, не допустил массового сокращения людей, несмотря на глобальный кризис перепроизводства и резкое падение цен на уголь на мировом рынке. Зарплата горняков выросла на 10% и составила в 2015 году, в среднем, 44 тыс. 608 рублей в месяц.
Все это стало результатом рывка угольной отрасли за 1997-2015 годы. За это время было построено 86 высокопроизводительных предприятий — 25 шахт, 30 разрезов, 31 обогатительная фабрика. Производительность горняцкого труда выросла в 3,6 раза — с 73,4 т в месяц на работающего в 1997 году до 262,5 т в месяц в 2015 году. Доля обогащенного угля, цена которого в 2-3 раза выше рядового, увеличилась с 40% в 2000 году до 74% (это 156 млн т) в настоящее время. Инвестиции в безопасность составили с 2000 года 55 млрд рублей.
Число шахтеров, работающих под землей в опаснейших условиях, снизилось за счет новых технологий. Если до 1998 года подземная угледобыча в Кузбассе составляла 60% всего добытого угля, то теперь, наоборот, уже 66% угля добывается на угольных разрезах более безопасным способом.
При этом все действующие шахты, их в области 47, оборудованы системами газовой защиты и системами связи.
Масштабная работа по повышению безопасности шахтерского труда позволила достичь в 2013-2015 годах самого низкого показателя смертельных случаев за всю историю добычи угля в Кузбассе (в 2013 году — 30 погибших, в 2014 году — 19, в 2015 году — 14 погибших). Однако шахты по-прежнему остаются опаснейшим производством во всем мире, в том числе в самых развитых странах, ведь под землей действуют свои особые законы как в России, так и в Америке или Китае.
По мнению губернатора, существует необходимость закрывать изношенные шахты, особенно с пластами крутого падения и применением ручного труда. Администрация Кемеровской области совместно с Минэнерго России добилась с 2013 года вывода из эксплуатации 11 самых старых шахт в Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске. Собственники направили на решение технических вопросов более 4,5 млрд рублей, а взамен получили лицензии на строительство разрезов, куда трудоустраиваются шахтеры. Лицензии выданы на 8 участков.
Дмитрий Медведев напомнил, что вопросы безопасности при добыче угля должны быть в приоритете как для собственников шахт, так и для надзорных органов. Хотя специфика производства такова, что она является рисковой и этот фактор полностью устранить невозможно, нужно к этому максимально стремиться. Премьер поручил провести тщательный анализ шахт и разрезов, где добыча ведется опасным образом, и при необходимости ужесточить требования к безопасности.
Премьер-министр сообщил о продлении программы по ликвидации опасных шахт. По словам премьера, программа будет реализована через 10 лет. Следует отметить, что в Прокопьевске и Киселевске программа уже реализуется с лета 2015 года. Представитель Ростехнадзора сообщил о том, что за нарушения техники безопасности в отрасли были увеличены административные штрафы в 10 раз и введено обязательное страхование.
На совещании также обсуждалась и другая актуальная для всего уголепрома тема — цен на железнодорожные перевозки, ведь основным источником инвестиций для отрасли остается экспорт.
По мнению губернатора Кемеровской области, железнодорожный тариф должен быть предсказуемым и долгосрочным, тем более что угольная отрасль дает работу самим железнодорожникам, так как треть грузовых перевозок в России — это уголь (в Сибири — 75%).
Тулеев отметил, что при этом надо сохранить базовый принцип, заложенный в прейскуранте 10-01. И если груз массовый — везти его дешевле. Если же тарифы «задирать», массовый груз не поедет, но тогда и другие грузы придется везти в разы дороже.
Губернатор считает, что резервы прибыльности РЖД нужно искать не в увеличении тарифа, а в повышении эффективности работы железнодорожников. Это новые технологии, скорость доставки грузов, оборот вагона, тяжеловесное движение, маршрутизация перевозок. «Если мы это будем делать, в том числе совместно с угольщиками, уверен, сможем еще и снизить тариф», — добавил Аман Тулеев.
Министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что тенденция снижения цен на уголь в текущем году сохранится: «Цена в рублях на уголь даже с учетом девальвационного эффекта снизилась на 21%. Мы прогнозируем, что в текущем году тенденция падения контрактных цен сохранится».